Живи, узкоколейка!

Библиотека » Живи, узкоколейка!

Все здесь кажется каким-то игрушечным, ненастоящим. Маленький вокзал,
в несколько шагов ширины перрон. Поезд всего из трех вагонов. И каких - пожалуй, шириной с \\\"рафик\\\".

А путешествие предстояло настоящее. Пять часов в дороге.  Старший проводник Клавдия Алексеевна Сукманова сообщила:
- От Ситников до Камской 107 километров. Сейчас поезд идет уже до конца дороги. А то в мае после половодья мост через Керженец  ремонтируют путейцы, и тогда едем только до Березовки. Ну, в этом году они постарались - за неделю управились.

Когда мы говорим о пассажирском транспорте в нашей области, то вспоминаем Горьковскую железную дорогу с электричками и с дальними экспрессами,  автобус, самолет, \\\"Метеор\\\". А вот про узкоколейку забываем. А зря. Длина этих дорог, по которым ездят тысячи людей в нашей области,  больше, чем расстояние от Горького до Москвы.

Выксунцы ездят по своей существующей почти сто лет узкоколейке и на работу, и отдыхать, и в гости - в Вилю, в Верхнюю Верею, к соседям в Вознесенский р-н, а также в Рязанскую область. От Балахны стокилометровый путь пролег почти до Южи, по ивановской земле. Еще одна линия соединяет Арью с берегом Ветлуги, путь через целых три района. Целых две дороги у тоншаевцев... 

Взгляните на карту области. Севернее Волги - на полторы сотни километров ни дорог, ни городов. Болота, озера да редкие кружочки маленьких поселков. Как же в них люди попадают ? А так и попадают - по узкоколейке.  Полвека назад начали люди обживать Каму, добывать торф из ее болот. Тогда прорезала ее единственная до сих пор линия узкоколейки. 

...Поезд наш идет не спеша. Из окна тепловоза вижу узкий - как раз по ширине поезда - коридор в кустарнике. Иногда он чуть откроется, - и сверкнет озеро с яркой болотной зеленью у берегов.
- И всю дорогу так, - объясняет машинист Сергей Федорович Семериков.
- Разные звери к пути выходят. Лоси, волки, зайцы.

Озера Ситниковского заказника с самой крупной в континентальной Европе колонией чаек. Сосновые боры. Маленькие лесные поселки - Керженец, Орлы. Сам Керженец - с тугими омутами, с коричневой водой. Низенький мост и поселок за мостом - Рустай.

В вагонах с кондукторскими сумками проводницы Лия Васильевна Рязанова, Татьяна Лушина. Присматриваюсь к рулонам билетов. На каждом непривычное - \\\"Ведомственный транспорт\\\". Узкоколейка в системе \\\"Горэнерго\\\", по ней возят все-таки торф.

Но и пассажирский поезд, оказывается, хозяевам не в убыток. Всего на дороге 24 поезда. Есть рабочие, есть для школьников, есть для отдыхающих в выходные.  Кроме основного пути составы с пассажирами идут и по двум боковым веткам.  В иные дни тепловоз таскает по 19 вагонов, а проводники продают по 600 - 800  билетов. Как и на настоящей дороге тут есть почтовый поезд. В середине дня корреспонденцию для Рустая машины привозят в Керженец, на станцию. Кстати, в нашем поезде есть и овощной вагон - продукты везут в Кузьмияр, в ОРС. 

Тут от живописания экзотики перейду к вещам грустным. Мы забываем про узкоколейку. Да, мне было приятно подержать в руках эстафетный жезл от перегона \\\"Орлы - Керженец\\\" (так на нем написано). Железная болванка,  которую вручают машинисту, когда он выходит на перегон, - вещь почти музейная.
А вот наблюдать, какими волнами уложен путь, из кабины машиниста было не радостно -  на самых скверных участках поезд прямо-таки мотало.

Грязно, неуютно на всех вокзалах. Сломанные диваны, ржавые вывески, написанные разве что без ятей, почти полное отстутствие информации для пассажиров. Некрашенные, прокопченые вагоны. Зимой в них всегда тепло, но это в депо Ситники было достигнуто дорогой ценой. К вагонам нет запасных частей, стекол. И если разбивается окно, вставлять призодится новое, обыкновенное стекло в новую деревянную раму меньших размеров.

Вагоны вообще в дефиците. Делают их в стране очень немного, в подмосковном поселке Демихово возле Орехово-Зуево.  В этом году новых вагонов пришло только два - просили же как минимум восемь. Ведь в грибной, ягодный сезон в Ситниках ждут поезда не восемь сотен людей - больше. Кому места не хватило, довольствуются ближним лесом.

Обращали внимание, какие толпы людей выходят в эту пору из горьковской электрички в Киселихе и движутся вереницей куда-то влево ? Это на узкоколейку...
Живет дорога. На памяти тех, кому лет 50, поезда ходили и из Бора прямо до Воскресенского. Сейчас путь туда разобрали, зато сделали в Воротынский р-н, в Кузьмияр (до Воскресенского теперь отлично ходят автобусы). Очень медленно, но все же путейцы укладывают на трассе бетонные шпалы.  В прошлом году машинисты получили приказ - на 23-м км делать остановку для садоводов. Там теперь участки горьковских метростроевцев. А этим летом начнет ходить дополнительный дневной поезд по самому дальнему маршруту - до Камской.

Нет, не времянкой оказался путь на Каму - дорогой, которая уже полвека служит здесь тысячам людей. И долго еще будет служить. Поэтому хочется видеть ее ухоженной, удобной...

В. БАХАРЕВ

Из газеты \\\"Ленинская смена\\\" от 12.06.1988 г.

От авторов сайта:

В 2002 году узкоколейный путь от Ситников до Камской прекратил свое существование....

Обновление от 10.07.2016