УЖД Чернораменского Транспортного Управления

Список УЖД » УЖД Чернораменского Транспортного Управления

Узкоколейная сеть между Балахной и Шуей была крупнейшей в СССР УЖД торфовозного назначения, правда, в последние годы существования перевозила не торф, а иные грузы и пассажиров. От Балахны до Талиц и Большого УЖД принадлежала Чернораменскому Транспортному Управлению, от Талиц до Южи - Ламненско-Куракинскому ТПР. В нашем разделе мы опишем только ту часть, которую обслуживало Чернораменское Транспортное Управление (ЧТУ), т.е. участок от станции Балахна до станций Большое (Большое Болото) и Талицы.

Хронология развития и упадка железной дороги Балахна - Талицы

Появление Нижегородской районной электростанции (НиГРЭС)  работающей на торфе в городе Балахна Нижегородской области было предусмотрено планом ГОЭЛРО, принятым в 1918 году. Строительство началось в 1921 году и к сентябрю 1925 года был закончен монтаж оборудования, 6 сентября 1925 года был включен первый турбогенератор. В 1933 году станция достигла полной электрической мощности в 204 МВт и стала крупнейшим энергетическим предприятием в мире, работающим на торфе. В 1933 году, в связи с переименованием Нижнего Новгорода в город Горький, станция изменила название на ГоГРЭС. Для обеспечения ГоГРЭС торфом была построена узкоколейная железная дорога.

УЖД была построена в 1926-28 годах как цех ГоГРЭС, а в 1928 г. отделяется в самостоятельное предприятие - Чернораменское Транспортное Управление. На момент передачи в ЧТУ было 18 км путей и 2 паровоза.

В 1938-40 гг. построен путь от Чистого до Мугреевского в связи с тем, что ГоГРЭС стала испытывать нехватку топлива в связи с пожарами на Чернорменских болотах.

К 1951 г общая длина путей была 384 км, количество паровозов: 33 шт, вагонов - около 800 шт.

В послевоенные годы были построены участки Утрех - Варех и Утрех - Лух.

Основного своего расцвета УЖД достигла в 70е годы, на дороге активно обновлялся подвижной состав, укладывались “тяжелые” рельсы для пропуска тяжеловесных поездов, активно внедрялась СЦБ, самый нагруженный участок от Гидроторфа до Долгого стал двухпутным.

С 1972 года все перевозки осуществляются тепловозной тягой. Паровоз 157-469 (производства Коломенского завода, 1928 г., заводской номер 5674) в качестве памятника был установлен в 1978 году перед зданием управления ЧТУ.

В 80е годы ЧТУ было переименовано в ЧППЖТ - Чернораменское Предприятие Промышленного Железнодорожного Транспорта.

В 1983-84 годах ГорГРЭС перевели с торфа на газ и необходимость в большом количестве торфа отпало. ЧППЖТ стала заниматься перевозками иных грузов и пассажиров. Дорога стала приходить в упадок.

В конце 80х, на самом пике перевозок вполне серьезно рассматривался вариант строительства по линии УЖД железнодорожной линии широкой колеи, были такие проекты и после разбора УЖД, однако дальше прожекторства данные планы не пошли.

В начале 90х годов ЧППЖТ было преобразовано в АО Локомотив для сохранения жизненно важных пассажирских перевозок и грузовых в посёлки, не имеющих автомобильного сообщения.

В 1992-93 годах курсировали поезда «Балахна-Чистое» (35 км), «Балахна-Большое» (90 км), зимой – 2 раза в неделю, летом – 3 раза, а также в выходные и праздничные дни. С 4-5 пассажирскими вагонами, грузового движения практически не было.

В 1996 году поезд Балахна - Талицы ходил 2 раза в неделю.

В 1997 году прекращение движения по всему главному ходу, линия пригодна только для движения “пионерок”.

В 1997-99 году разбор почти всех ЖД путей ЧППЖТ (ЧТУ) в Нижегородской области кроме небольшого участка путей в Ивановской области.

В 1997-2002 г.г действовала УЖД в 16 км  Южа – 2-я полевая база (Ламна) регулярно курсировал рабочий поезд – мотовоз ЭСУ2А с одним пассажирским вагоном. На участке до 3-ей полевой базы (около 3 км) нерегулярное движение..

В 2004 году разобран последний участок ЧППЖТ в районе ст. Мугреевский.

Подвижной состав ЧТУ

В разные годы на дороге работали:

  • паровозы: тип 157, тип 159, Sk, Фл, Гр, Вп4.
  • тепловозы: ТУ2М, ТУ3, ТУ4, ТУ5, ТУ6А, ТУ7
  • электровозы: Маффей-Шварцкопф с зубчатой рейкой (для загрузки торфа на эстакады под углом 45% на 20 метров. При помощи данных эстакад производилось питание котлов гидроторфом и в 50-х, когда ГоГРЭС переводили на питание фрезерным торфом, эстакады были разобраны. Вместе с электровозами эксплуатировались паровозы Вп4).
  • пассажирские вагоны: собственного изготовления: ПВ-40, ПВ-38, ПВ-51, ПВ-54
  • грузовые вагоны: крытые, собственного производства, ТСВ5, ТСВ6А, ТНВ, ТСВ всех видов, алтайские крытые, демиховские крытые, вьюгинские вагонетки, немецкие крытые.
  • остальной ПС: АМ1,  УПБ-1М, УПС-1, ЭСУ всех видов, СМД,  М-2, шпалоподбивочные машины собственного изготовления, хоппер-дозаторы.

В 1998 году паровоз-памятник 157-469 1928 года постройки и дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12) 1962 года постройки были продан в Переславский железнодорожный музей. В октябре 2003 года из посёлка Мугреевский в Переяславский железнодорожный музей-заповедник были вывезены вагон-платформа (1928 г.), полувагон для перевозки торфа (1928-1930 гг.), плужный снегоочиститель (1928-1929 гг.).

Основной маршрут ЧТУ

Депо - Балахна Сортировочная - Сергеевка (Гидроторф) - Лисья Грива - Истомино - Долгое - Зайково - Пройма - Мухлово - Голышево (Чистое) - Осинки - Луполово - Демидово - Мугреево - Водокачка - Талицы - Большое (96км).

УЖД ЧТУ имела основные магистральные направления:

  1. Балахна - Голышево - Талицы - Большое
  2. Балахна - Голышево - Утрех - Лух
  3. Балахна - Сормовская (Березовая Пойма)

Километраж по основному ходу

  • Балахна - Большое - 98 км
  • Пост 82 км - Пробуждение - 4 км
  • Пост 82 км - Дубовичье - 13 км
  • Голышево - Лух - 28 км
  • Истомино - Первомайский - 10 км
  • Балахна-Сортировочная - Пассажирская - Картонная Фабрика 6 км
  • Сергеевка - Сормовская - 18 км

Всего в в ведении ЧТУ на 1951 г. было 384 км путей включая “усы” к торфоразработкам.

Ответвления по станциям

Балахна-Сортировочная (0 км)

  • путь в депо ЧТУ
  • путь в ГОГРЭС
  • Балахна-Пассажирская (1 км) - Картонная фабрика
  • Сергеевка-Истомино-Долгое-Голышево-пост 82 км-Талицы-Водокачка-Большое (главный ход)

Сергеевка (3 км)

  • Истомино - Голышево - Большое (Сергевка - Долгое был двухпутным)
  • Сергеевка - Бурцевский Карьер (перешит на широкую колею)
  • Сергеевка - Сормовская (Березовая Пойма) - Торфосклад

Истомино (11 км)

  • Истомино - Октябрь (17 км) - Первомайский
  • Истомино - Долгое (главный ход)

Голышево (42 км)

  • Голышево - Чистое
  • Голышево - Южный - Утрех (60 км) - Лух (71 км)
  • Голышево - Мугреево (80 км) - пост 82 км - Талицы

Утрех

  • Утрех - Варех
  • Утрех - Лух (Мугреевский Бор)

Пост 82 км

  • Пост 82 км - 2й посёлок - Дубовичье
  • Пост 82 км - Пробуждение (Мугреевский)
  • Пост 82 км - пост Водокачка (смычка с Ламненско-Куракинской УЖД - Большое (98 км)

Основной ход от Балахны-Сортировочной до Талиц был оборудован СЦБ и двусторонней автоблокировкой. Станции Сормовская, Чернораменка, Мугреевский Бор, Пассажирская, Дружба не были оборудованы ЭЦ из-за малых объемов движения. На магистральном ходу, в основном, использовались рельсы марки Р24 сваренные в длинные плети. Участок Сергеевка - Долгое был двухпутным. Также имелось кольцо между станциями Истомино, Октябрь, Зайково, Долгое.

Балахна-Пассажирская

Станция была оборудована тремя-четырьмя путями, оборудована ручными стрелками и располагалась в нескольких ста метрах от платформы электропоездов на линии Нижний Новгород - Заволжье. Кирпичное здание вокзала существует до сих пор. Там же рядом существовал перегруз на широкую колею. На перегоне Балахна-Пасс - Балахна-Сорт существовал мост через “тёплую” речку (канал к охладительным прудам) и разноуровневое пересечение с железной дорогой широкой колей. Рядом же находилось управление ЧППЖТ (ЧТУ). От Балахны-Пасс шёл путь на картонную фабрику прямо по жилым улицам, а по выходе из жилой зоны соединялся с колеёй 1520мм образуя трёхничтоный путь. Далее пересекая шоссе Нижний Новгород - Иваново уходил за ворота картонной фабрики (в настоящее время не функционирует).

Балахна-Сортировочная

Основная станция ЧТУ. С северной части станции пути шли на ГоГРЭС ,в депо ЧТУ, а так же на станцию Балахна-Пассажирская и до картонной фабрики. С южной части станции шёл один путь в сторону Сергеевки, в районе пересечения с ширококолейной дорогой Горький - Заволжье ГЖД путь был трёхниточным.

Голышево

Узловая станция на 4 направления (Балахна, Талицы, Лух, Чистое). На станции находился вокзал, тепловозное депо (гараж) на 6 тепловозов. В посёлке Чистом находилось торфопредприятие, существовал пассажирский поезд Голышево - Чистое из ЭСУ с вагонами.

Лух

Лух - это станция в посёлке Мугреевский Бор названная в честь реки, протекающей неподалёку. Мост через реку находился в горловине станции в сторону Утреха, железобетонные опоры моста целы до сих пор. Ранее на станции имелся разворотный треугольник, вероятно заброшен после внедрения на дороге тепловозной тяги. В настоящее время треугольник хорошо просматривается по насыпям.

На станции имелся тупик длиной около 1 км для погрузки леса с Фролищенского Леспромхоза. Тупик построен в 68 году после разбора узкоколейки Почайка - Санхар, к нему ведёт бетонная дорога из Фролищ.

Мугреево

На станции было вагоноремонтное депо.

Пассажирское движение ЧТУ

Пассажирские поезда отправлялись от ст. Балахна-Пассажирская, ориентировочно с 1994-95 гг. поезда стали отправляться от депо или ст. Балахна-Сортировочная. В 1996 году два раза в неделю поезда курсировали по маршруту Балахна – Талицы (91 км): из Балахны отходили в 18.45 по четвергам и субботам, обратно из Талиц – в 00.00 этого же дня (в полночь). Поезд состоял из 5-7 вагонов.

Пассажирские маршруты

  • Балахна - Чистое
  • Балахна - Большое (включая прицепные вагоны на Дубовичье и Талицы)
  • Голышево - Чистое (2 км)

О движение пассажирских поездов на маршруте Голышево - Лух ничего неизвестно.

Торфопредприятия Чернораменского торфотреста

ЧТУ обслуживало несколько торфопредприятий: Чернораменское (Балахна), Первомайское (вблизи города Заволжье), Чистое (посёлок Чистое), Мугреевское (пос. Мугреевский в Ивановской области), Сормовское торфопредприятие в пос. Березовая Пойма.

Интересные факты

  • До 50х годов УЖД была частично электрифицирована, электровозы подавали вагоны с торфом на 3 эстакады (уклон 45 градусов, высота 20 метров). При помощи данных эстакад производилось питание котлов гидроторфом. После перехода Чернораменского торфоуправления на фрезер, эстакады разобрали.

  • До 1998 года существовало глухое пересечение УЖД с магистральной электрифицированной линией широкой колеи Горький - Заволжье на перегоне Балахна - Правдинск. Движение регулировалось светофорами. Само пересечение было трехниточным вместе с ж/д веткой широкой колеи на Бурцевский Карьер.

  • В составе ЧТУ было сталелитейный цех. Крышки от канализационных люков с эмблемой "ЧТУ" можно найти не только в Балахне, но в и пос. Железнодорожный Борского района, а также в микрорайонах "Мещерское озеро" и "Бурнаковский" Нижнего Новгорода.


Автор благодарит Александра Рубцова и Игоря Горшкова за предоставленные материалы. В написании статьи была использована информация с сайтов infojd.ru Сергея Болашенко и narrow.parovoz.com Дмитрия Зиновьева.

Фотографии УЖД Балахна - Шуя

Схемы УЖД Балахна - Шуя

Обновление от 10.07.2016

Дешевая аренда спецтехники в Нижнем Новгороде от компании Форстрой.
Студия проектирования - наши проекты деревянных домов