УЖД ГППЖТ Ситники - Рустай - Камская

Список УЖД » УЖД ГППЖТ Ситники - Рустай - Камская

Общая длина всех путей узкоколейной системы Ситники - Камская - Рустай в развернутом виде превышала 500 километров. Образовалась как УЖД различных предпритяий в Горьковское транспортное управление, а затем Горьковское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта (ГППЖТ). Назначение: торфовозная, лесовозная, общего пользования. На дороге, вплоть до разборки существовало регулярное пассажирское движение. Дорога была оборудована СЦБ: на главном пути Ситники-Рустай были светофоры и автоматические стрелки.

Торфоразработки в окрестностях Ситников существовали с конца 20-х годов, тогда же и началась постройка УЖД. В конце 40-х годов построена линия на на Чистое Борское (Большое Пикино) и Керженец. Участок Керженец - Рустай - Камская построен в конце 70х годов с использованием железобетонных шпал и СЦБ.

Основная часть путей разобрана в 2002 году, окончательное закрытие системы в 2014 году. Были сохранены участки сети Керженского и Большеорловского торфопредприятий для снабжения одноимённых посёлков торфом. В Керженце существовал торфобрикетный завод, в последние годы не функционировавший. В Больших Орлах УЖД закрыта в 2012 году, в Керженце в 2014 году в связи с переводом котельных на газ.

В настоящее время УЖД полностью разобрана.

Хронология строительства

  • Ситниково - конец 20х годов
  • Волга (пристань) - Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Керженец (открыта в 1944 г)
  • Рустай - Калиниха (Борский ЛПХ) - 40е годы
  • Рустай - Камская - 70е годы

Магистральные направления

  • Ситниково - Керженец - Большеорловский - Рустай - Камская
  • Керженец - Пионерский
  • Ситники - Чистоборское - Ламенский
  • Рустай - Калиниха
  • Бор - Большеорловский

Станция Ситниково и торфобрикетный завод

Главная станция дороги, здесь находилось управление, депо, пассажирский вокзал. Торф свозился на станцию Ситниково на торфобрикетный завод, построенный в 80е годы. Остатки большого торфобрикетного завода существуют до сих пор, целы практически все здания, включая перегруз. От станции Ситниково практически не осталось и следа, деревянный вокзал разрушен. Деповские строения стоят в разрушенном и полуразрушенном состоянии. В 2005 году на станции оставалось несколько пожарных цистерн. В 2007 году там выкопали кабель СЦБ. В 2008 году на станции можно найти пару остовов пассажирских вагонов. По всему поселку встречаются используемые в различных целях вагоны ТСВ и ТНВ.

Пассажирское движение на ГППЖТ

Регулярное пассажирское движение существовало до 1995 года. До 99 года и до разборки всей системы периодически назначались пассажирские поезда от Ситниково до Камской.

  • Ситниково - Керженец
  • Ситниково - Центральный
  • Ситниково - Рустай
  • Ситниково - Рустай - Камская (19:50 - 00:44)
  • Ситниково - Пионерский
  • Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Большие Орлы - Рустай

УЖД Борского леспромхоза

Основное направление: Волга - Дубёнки - Площадка - Ватома - Большеорловский - Орловский - Берёзовка - Рустай.

Дорогу в 40х годах дорогу строили немецкие военнопленные. Линия была построена практически до Воскресенска, однако была разобрана в 60-70х годах. ЛПХ ликвидирован в 70-х годах с ликвидацией путей используемых для вывоза леса. Впоследствии была объединена в ГППЖТ.

Информация из газеты "За благоустройство города" (приложение к газете "Горьковская коммуна"), 16.08. и 18.11.1944

Строительство УКЖД Бор-Керженец начато 15.08.1943. По состоянию на 16.08.44 земляное полотно готово полностью, рельсы уложены на 24 км. Общая длина 52 км + 3 км ветка к Пикинскому торфопредприятию. Строительство имело 1 паровоз и 5 платформ. 1 паровоз предоставлялся Ситниковским торфопредприятием 

УЖД Керженского торофопредприятия

Узкоколейка торфопредприятия в пос. Керженец сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2014 год. Описание УЖД Керженского торфопредприятия на отдельной странице.

УЖД Большеорловского торофопредприятия

Узкоколейка торфопредприятия в пос. Большеорловский сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2012 год. Описание УЖД Керженского торфопредприятия на отдельной странице.

УЖД Борского стеклозавода

Образована из участка сети ГППЖТ до песчаного карьера. Длина около 4х км. Использовалась для нужд стекольного завода. Разобрана в 2002 году.

Хронология закрытия участков ГППЖТ

  • Рустай - Калиниха (Воскресенское) - 70е годы
  • Большеорловский - Дубёнки - 70е годы.
  • Большеорловский - Оманово (до пересечения с торфовозной УЖД) - 70е годы
  • Бор - Чистое Борское - 80е годы
  • Керженец - Пионерский - 1997 год
  • Ситники - Рустай - Камская - 2002 год
  • УЖД Борского стекольного завода - 2002 год
  • УЖД Большеорловского ТПР - 2012 год
  • УЖД Керженского ТПР - 2014 год

Материалы прессы

Обновление от 10.07.2016

Объявление о продаже авто арзамас подать.