Узкоколейка Тумская – Голованова Дача

Список УЖД » Узкоколейка Тумская – Голованова Дача

Последняя в России узкоколейка находящаяся в ведении ОАО «Российские Железные Дороги». Тридцатикилометровый участок от поселка Тума до поселка Голованова Дача обслуживает муромское отделение Горьковской железной дороги.

Узкоколейка Тумская – Голованова Дача является остатками некогда крупнейшей в СССР узкоколейной железной дороги Тумская – Рязань (пристань). Именно эта узкоколейка воспета в произведениях Константина Паустовского.

В 1972 году была построена автомобильная дорога от Тумы до Рязани всвязи с чем значимость УЖД резко упала. В 1999 году движение по участку Тумская – Рязань было прекращено и началась разборка дороги. Сейчас уже практически ничего не напоминает о существовании железной дороги, которой в 1999 году исполнилось ровно 100 лет….

Оставшийся 30-ти километровый участок никогда не относился к магистральной линии и был построен в 30х годах XX века для вывоза леса. На линии всего осталось всего три станции: Тумская, разъезд Гуреевский, Голованова Дача.

Дорога уцелела только благодаря тому, что в глухих рязанских лесах без какого-либо транспортного сообщения остались поселки лесодобытчиков – Голованово и Курша. По состоянию на 2008 год дважды в неделю в понедельник и пятницу в 02.00 и в 14.00 со станции Тумская до станции Голованова Дача отправляется пассажирский поезд с одним вагоном и тепловозом ТУ7 во главе. Тридцать километров поезд преодолевает за два часа, делая в пути три остановки: Гуревский, Курша, Голованово.

Перегон Тумская – Гуреевский представляет собой остаток магистральной линии до Рязани. В Гуреевском поезд меняет направление движения, перецепляясь в хвост поезда.

На линии раньше существовала станция Курша. Здесь была лесопилка, производилась погрузка леса. Стоит ли говорить о том, что от всего этого не осталось и следа? Умирает и сама Курша – в поселке проживает всего несколько человек, летом частенько приезжают дачники. От станции Курша в леса шла 6ти километровая ветка – в поселки Лесомашинный и Чарус. Там же находилась Курша-2…

Лето 1936 года выдалось очень жарким, грозовым и ветренным. Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края, в районе Чаруса, возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный - верховой пожар.

Ночью с 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей - все мужчины давно уже были в лесу на огнезащитных работах. Но диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен - чтобы "не пропадать народному добру". Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел, нагоняемый по пятам лесным пожаром.

Трудно представить себе, что творилось тогда на небольшой станции лесного поселка. Опасность стала ясна всем - ведь поселок находился в самом центре огромного соснового массива. Никто и не пытался сбросить бревна со сцепов - людей сажали куда только можно - на паровоз, на буфера и сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, когда поезд уходил на север, в Туму, его провожали обезумевшими взглядами сотни людей.

В трагедии 3 августа 1936 года погибло примерно 1200 человек. Из всего населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжило немногим более 20 человек. Часть отсиделась в пруду поселка Курша-2, по колодцам и выгребным ямам, а часть - из остановившегося поезда каким-то чудом сумела пробежать сквозь фронт огня, спасшись на небольшом безлесном бугре.

Мещерскую трагедию приказали забыть - ведь шел 1936 год.

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1956

Поселок Голованово, станция Голованова Дача. Это последняя станция узкоколейной железной дороги. Здесь расположен разворотный треугольник (т.к. раньше здесь работали паровозы). Деревянный вокзал заколочен и разрушается. В поселке нет почты, магазина, больницы или детского сада, а вся связь с «большой землей» осуществляется только по узкоколейке. Грунтовые дороги ведущие к поселку проезжаемы только для внедорожников.

Дорога Тумская – Голованова Дача содержится в удовлетворительном состоянии: за состоянием пути следит ПЧ Горьковской железной дороги. Ограничение скорости по всему участку – 15 км/ч. Рельсы – везде Р43 и Р50 – на дороге долгое время работали «тяжелые» магистральные тепловозы узкой колеи ТУ2.

Подвижной состав:

Два тепловоза ТУ7, 3 вагона ПВ51, 1 плужный снегоочиститель, несколько платформ для перевозки леса. Последний ТУ2 был порезан в Тумской весной 2006 года…

В 2007 года на дороге были возобновлены грузовые перевозки – вывозка леса из Головановой Дачи, что дает некую надежду на дальнейшую жизнь дороги.

Фотографии

Обновление от 10.07.2016

бальнеотерапия в Нижнем Новгороде.
Безопасная замена blasocut на отечественные СОЖ.